joomla template

Воскресенье, Октябрь 25, 2020

Статья представлена как фрагмент из Электронного журнала «Воспитание. Личность. Профессия». Выпуск № 32 (2020), 114 с.


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(по итогам экспериментального проекта «Апробация модели формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования во внеучебной деятельности»)

 

Шевченко Галина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе учреждения образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии»

 

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф.Адлер

В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Формирование семейных отношений, как одной из составляющей семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех субъектов воспитательного процесса.

Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций, ответственность за воспитание будущих детей.

Для формирования семейных отношений у учащихся учреждением образования определены следующие задачи:

- актуализировать чувство сопричастности с семьей, родом, родственниками;

- способствовать осознанию правил, регулирующих взаимоотношения в семье, осознанию молодыми людьми семейных отношений, традиций, обычаев;

- формировать модель благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовному саморазвитию и самореализации;

- сохранять репродуктивного здоровья подростков.

Подготовка молодежи к семейной жизни – это такая же важная проблема, как и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.

Проблема практического формирования семейных отношений остается актуальной. Современная молодежь развивается в условиях качественно новой и противоречивой ситуации: с одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам и нуждам семьи; с другой - в обществе происходит искажение понимания внутрисемейных отношений:

- недостаточно высокая значимость духовных ценностей у молодых родителей ведет к неспособности научить детей духовно-нравственным ориентациям (в т. ч. правильно строить семейные отношения);

- ослабевают родственные связи;

- появляются брошенные, никому не нужные старики и дети.

Поэтому с 2018 года началась реализация экспериментального проекта «Апробация модели формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования во внеучебной деятельности», один из аспектов которого - семейное воспитание, правильное понимание семейных отношений.

С целью планирования и проведения воспитательных мероприятий, и для оценки эффективности проведѐнной работы среди контрольной и экспериментальных групп в ноябре 2018 г. и марте 2020 была проведена диагностика:

- анкетирование «Знание белорусских традиций и культуры» в контексте выстраивания семейных отношений; анкетирование «Анализ знания родословной и традиций своей семьи»;

- анкета «Определение готовности к семейной жизни»;

- методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;

- «Диагностика личностного роста учащихся колледжа» (показатель «Отношение к семье»).

На основе анализа полученных данных диагностических исследований, а также наблюдений за учащимися, изучения кураторами групп анкет учащихся, знакомства с родителями и поддержания с ними постоянного телефонного контакта, посещения несовершеннолетних учащихся на дому, был запланирован и проведен ряд мероприятий, направленных на создание и укрепление внутрисемейных взаимоотношений.

Экспериментальный проект по формированию духовнонравственных ценностей обучающихся представлен 4 модулями.

 

В каждом из проектов прослеживается тема воспитания семейных отношений через разнообразные формы работы.

I. Модуль «Литературно-краеведческий»:

- проект «Знай и люби свой край», который создан с целью привлечения молодежи к изучению истории, культуры и природной ценности малой родины, белорусской семьи.

Формы реализации: экскурсии, конкурсы, видеоработы, работа средствами музейной педагогики.

В рамках проекта «Знай и люби свой край» проведены ряд мероприятий: разработка и реализация виртуального маршрута по ознакомлению с утраченными культовыми православными сооружениями «Малиновый звон Гомельщины», разработан экскурсионный тур «Родники – святые места», фоторепортаж «Гомель, я люблю тебя», окончание оформления музейной комнаты в общежитии «Жизнь и быт белорусской семьи», квест-игра «Золотые купола города». Осуществлены походы в музеи и парки города.

Самыми популярными для учащихся формами явились квест-игры, разработка и реализация экскурсионных маршрутов. Мероприятия с формой проведения – «квест-игра» отвечают современным тенденциям молодежи, и они охотно принимают в них участие.

II. Модуль «Библиотека — центр духовно-нравственного просвещения и воспитания» включает следующие составляющие:

- проект «Духовный потенциал Беларуси»;

- проект «Искусство быть вместе».

Мероприятия проекта «Духовный потенциал Беларуси»:

- беседы: «Ценность человеческой жизни», «Грамматика семейной жизни», «Поиск смысла жизни или как стать счастливым»,

- дискуссия «Что я ценю в жизни?» и др.

Также в колледже реализуется Программа сотрудничества между учреждением образования и храмом Святой Живоначальной Троицы г. Гомеля Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви на 2018- 2020 годы. Священник этого храма отец Николай (Кадатский) на протяжении учебного года провел цикл бесед о семейных ценностях: «Семья – малая церковь», «Ответственное отцовство и материнство», «Формирование семейных отношений в традициях православия».

Кроме того, в рамках сотрудничества с Гомельской епархией в колледже функционировал выставочно-лекционный комплекс «Человеческий потенциал Беларуси» о семейных ценностях.

При реализации проекта по семейному воспитанию «Искусство быть вместе» проведены следующие мероприятия: ток-шоу «Мама, я тебя люблю!», литературная гостиная «Семья вся вместе – и душа на месте», интерактивная игра «СемьЯ», беседа «Семья – высочайшая ценность. Отцовство и материнство», концерт «Мамины руки», форум «Любовь, как она есть…», устный журнал «Современная семья», беседа «Отцы и дети», и др.

В практике учреждения используются ролевые игры, в которых учащиеся пробуют себя в различных семейных ролях, обсуждают актуальные для данного возраста проблемы первой любви и ответственного поведения в сообществе сверстников; раскрывают роль семьи в развитии и воспитании детей, понятие ответственного родительства и супружества.

Большое эмоциональное впечатление на учащихся произвел видеолекторий «Как стать счастливым?» с просмотром ролика «Ник Вуйчич дарит надежду». Сегодня пример жизни Ника Вуйчича, его мужества дарит надежду другим - не только таким, как он, но и вполне здоровым людям. Это многогранный, сильный духом человек, доказывает, что реализовать себя в жизни можно при любых обстоятельствах. А ещѐ Ник по-настоящему счастлив. И подтверждение тому его семья - красавица-жена и дети. Имея серьезные физические недостатки, мужчина живет полноценной жизнью и не перестает радоваться ей. Он не просто смирился с судьбой, он просто очень сильно любит жизнь! Ник с рождения воспитывался в любящей семье и положительный пример перенес в свою жизнь.

III.Модуль - «Дорогой добра» включает в себя:

- проект «Талант быть человеком»,

- волонтерский проект «Сердце настежь».

Реализуя проект «Талант быть человеком» были проведены: концерт, посвященный годовщине освобождения города Гомеля от немецко-фашистских захватчиков и ряд мероприятий в рамках декады гражданско-патриотических дел «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее!», праздничный вечер «Защитник Отечества», первенство по силовому многоборью «А, ну-ка, парни», встреча с воинамиинтернационалистами «Два поколения ветеранов», устный журнал «История замечательной личности».

Используются новые современные формы и методы работы по семейному воспитанию, а именно взаимодействие с воспитанниками группы по воспитанию православных традиций я/с №170, младших школьников средней школы №34 города Гомеля и родительской общественности. С учетом профессиональной направленности колледжа для них проведены мастер – классы по приготовлению пиццы «Семейный праздник» и блинов к Масленице «Блинная фантазия». Совместная работа родителей и детей способствует укреплению семейных взаимоотношений.

Учащиеся колледжа инициировали деятельность волонтерского отряда «Сердце настежь», в рамках которого участвуют в благотворительных акциях (проведение праздников, вручение подарков) для воспитанников Гомельского детского дома, Дома ребенка, а также осваивают такое направление, как проведение мастер-классов для детей школьного возраста в рамках профориентационной работы, по приготовлению шаурмы, блюд из картофеля и блюд старожитной кухни.

IV. Модуль «Познай мир творчества»: включает проект «Познай себя через мир творчества», который объединил деятельность объединений по интересам художественного направления: вокальной студии «Лирика», журналистской студии «Стоп, кадр», танцевального кружка «Шаг вперед», дизайнерской студии «Без границ», объединение по интересам «Кулинар». Такие мероприятия, как смотр художественной самодеятельности среди учащихся 1 курса «Шаг к успеху», областная молодежная акция «Диалог культур - 2019», концерт «Ах, этот яркий мир», танцевальный марафон-2020 объединили учащихся колледжа и педагогов. Результат – 100%-я вовлеченность в активную творческую деятельность.

Самая эффективная и востребованная форма проведения мероприятий в колледже – это интерактивная. Например, ток-шоу «Мама, я люблю тебя!». Взрослые дети звонят и признаются в любви мамам. Иногда это было нелегко сделать, и даже кто-то это говорил впервые, но результат был впечатляющим и для детей, и для мам. Такое мероприятие является воспитательным как для учащихся, так и для родителей.

Ключевое направление деятельности учреждения образования сделать семью нашим союзником в воспитательных воздействиях на ребѐнка, укреплять и развивать семейные взаимоотношения, посредством повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся, развития их как личностей. Однако в процессе реализации этого направления возникают трудности, обусловленные тем, что часть родителей живѐт в других городах и даже областях, что затрудняет общение педагогов с ними, часть считает своих детей достаточно взрослыми и минимизирует своѐ влияние на них. Поэтому ребенок является тем объектом, через который мы воздействуем на родителей.

Оптимизация семейных отношений возможна при:

- взаимовыгодном сотрудничестве родителей с учреждением образования и другими организациями; - обоюдном осознании проблем семьи;

- авторитете учреждения образования для семьи.

Для работы с родителями на сайте учреждения создан родительский клуб «Семейная гостиная», где размешались материалы: «Как поддержать своего взрослого ребѐнка», «Владей собой» или как избежать эмоциональных срывов», «Особенности взросления современных подростков», «Конфликтуем правильно».

С целью оптимизации детско-родительских отношений, установления атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми, нахождения способов выстраивания конструктивных взаимоотношений в 2020 году «Семейная гостиная» собралась в реальном времени, темой которой стала: «Взрослые дети: выстраиваем взаимоотношения». Особенностью этой встречи стало желание детей, сопровождавших иногородних родителей, остаться на встрече, что создало возможность диалога между поколениями.

Для ознакомления родителей конструктивным навыкам общения, помощи осознания важности умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помощи родителям в овладении правилам продуктивного слушания, побуждению к работе над собой темой второй встречи родительского клуба стала «Умение слушать и слышать».

Работа родительского клуба «Семейная гостиная» продолжается и сейчас, потому что нашла широкий отклик у родителей.

В результате проведенных мероприятий с учащимися по формированию семейных ценностей в рамках экспериментального проекта «Апробация модели формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования во внеучебной деятельности» оказали влияние на формирование семейных отношений, нравственных качеств личности, произошло осознание своей роли семьянина, гражданина, общественного долга, готовности служить Родине. Через активные формы деятельности сформировались взгляды, убеждения, ценностные ориентации учащихся, отражающие идеалы белорусского общества. Готовность учащихся работать над подготовкой мероприятия и его проведением подтверждают их активную жизненную позицию.

Так, например, по результатам анкетирование «Знание белорусских традиций и культуры» среди учащихся контрольной группы низкий уровень знаний белорусских традиций культуры уменьшился на 4%, а высокий уровень увеличился на 8%, в то время как среди учащихся экспериментальных групп низкий уровень уменьшился на 27% и составил 0%, а высокий уровень увеличился на 52%.

По результатам анкетирования «Определение готовности к семейной жизни учащихся» контрольной группы низкий уровень готовности к семейной жизни уменьшился на 7%, а высокий уровень увеличился на 20%, в то время как среди учащихся экспериментальных групп низкий уровень уменьшился на 14% и составил 35%, а высокий уровень увеличился на 39% и составил 52%.

Сравнительный анализ результатов 2018 и 2020 годов показал, что по всем позициям анкетирования результаты улучшились, что говорит о правильно подобранных формах и методах работы.

Социально-психологические особенности молодежи говорят о том, что от педагогов требуется тактичность, внимательность в общении с молодыми людьми. Подросткам необходимо подавать информацию так, чтоб им было интересно, чтобы они могли сами прожить, проиграть различные роли, чтобы смогли оценить всю важность данной темы и свою ответственность перед будущим браком, рождением и воспитанием будущих детей, чтобы сформировать правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе.